Главная опасность, подстерегающая водителя на зимней дороге, — это занос. Возникает он, как правило, из-за минимального коэффициента сцепления шин с заснеженной, тем более покрытой льдом поверхностью. К тому же центр тяжести большинства автомобилей смещен не только от их продольной оси, но зачастую и от центра. Другими словами, нередко правая сторона машины тяжелее, чем левая, или наоборот. Поэтому даже на прямо движущийся автомобиль действуют силы, стремящиеся развернуть его поперек скользкой дороги.
Кроме того, большое значение имеет загрузка машины.
Чем равномернее распределена масса по колесам, тем устойчивее автомобиль держится на дороге. По этой причине опытные перегонщики, например, зимой догружают багажники заднеприводных автомобилей балластом.
Причины, когда у одного или нескольких колес резко изменяется степень сцепления с дорогой, могут быть самыми разными. Например, из-за сильного порыва бокового ветра. Автомобиль может занести при резком торможении или, наоборот, при стремительном, с пробуксовкой, старте с места. Но чаще всего заносы происходят при повороте, когда внутренние по отношению к повороту колеса разгружаются, и центробежные силы стремятся вынести машину с дороги, как правило, разворачивая ее вокруг центра тяжести.